Почему мы не обновляли приложение ВКонтакте для iPad пять лет, а теперь обновили

Да, сегодня 1 апреля. Нет, это не шутка. Про iPad тоже не шутка.

С этого дня (и навсегда) iOS-приложение ВКонтакте станет универсальным — все обновления будут доступны одновременно на iPhone и iPad.

Я Матвей Правосудов, старший продуктовый дизайнер ВКонтакте. Расскажу про дизайн универсального приложения: от концептов и возникших проблем до принятых решений и итогового результата. Бонусом — советы (на случай, если вы окажетесь в похожей ситуации) и публичные макеты в Figma для всех желающих.

Предыстория

Последние несколько лет у нас было два приложения в App Store: ВКонтакте (для iPhone) и «ВКонтакте для iPad».

Скриншоты отдельного приложения для iPad

В 2015 году каждую крупную фичу мы проектировали отдельно под iOS (для iPhone), Android, веб, m.vk.com и iPad. Мы делали независимую и сильно отличающуюся версию для планшетов, хотя аудитория iPad была (и остаётся) значительно меньше, чем на других платформах.

Со временем количество новых функций и продуктов (а значит, и обновлений) росло. Адаптировать их для каждой платформы становилось всё сложнее. Мы сфокусировались на версии с самой большой аудиторией — мобильном приложении ВКонтакте: по количеству пользователей оно обогнало не только iPad, но и vk.com с m.vk.com. Прежний подход с отдельной версией для планшетов оказался неэффективным — и стало ясно, что нужно новое решение.

Прийти к нему помогла наша единая дизайн-система. Мы уже некоторое время работаем над ней, чтобы ускорять разработку и делать процессы проще. Например, уже рассказывали про работу с цветами в тёмной теме и делились библиотеками компонентов, которыми каждый день пользуемся сами. Универсальное приложение для iPhone и iPad — логичный следующий шаг.

Зачем нужен режим невидимки на Айфоне?

Не все люди предпочитают афишировать свое присутствие в сети. Кому-то это не интересно. Кто-то скрывается от лишнего внимания. А кто-то просто поддерживает репутацию человека независимого и свободного от пребывания в социальных сетях.

Например, вы сможете просматривать новости или слушать музыку без необходимости отвечать на сообщения. А может быть вы хотите посидеть у себя на страничке в рабочее время, но начальство следит за вами? А может вы просто не хотите пересекаться с определенным человеком, вечно поджидающим вас в сети?

В любом случае, эта функция может оказаться очень кстати. А как сделать невидимку в ВК на Айфоне вы уже знаете и можете воспользоваться любым из перечисленных методов.

Новый процесс проектирования

Чтобы не затягивать запуски и не разрабатывать при каждом обновлении варианты под разные устройства, мы решили сделать приложение для iPhone и iPad универсальным. Это позволяет за один подход адаптировать его почти полностью к разным размерам экранов. А в будущих фичах адаптивность заведётся почти самостоятельно.

И мы попробовали несколько идей.

Один из первых смелых концептов. Две колонки, новая шапка, плеер внутри таббара. Одним словом — шик

Макет смелый и эффективно использует пространство экрана, но нам не подошёл. Он подразумевает дополнительную разработку под iPad — а мы как раз хотели от неё отказаться, чтобы не замедлять запуск новых фич. Поэтому потребовались ограничения для дизайнерских решений. Конечно, мы обожаем крутые концепты, но в этой задаче нужна простая система навигации и сетки. И она должна хорошо работать как на iPhone, так и на iPad.

Поэтому что мы сделали дальше? Взяли приложение для iPhone и растянули.

Более спокойный концепт

Закапываясь в ограничениях, легко сделать быстрое в разработке, но неудобное приложение. Чтобы не попасть в эту ловушку, мы нашли баланс: глобальные компоненты адаптируем, но локально пользуемся преимуществами iPad.

— А чем отличается iPad от ноутбука или телефона, кроме размера экрана?

В первую очередь контекстом использования. Сидеть за ноутбуком удобно, когда ты не находишься в движении и есть стол, где можно расположить устройство. В твоём распоряжении клавиатура для ввода, а ещё тачпад или мышь. В такой комфортной рабочей обстановке, за компьютером, пользователи могут распространять фокус внимания на несколько окон и состояний. Сами приложения могут быть сложнее, если это уместно.

Мобильный телефон — маленький. Нет дополнительных устройств ввода, только пальцы. Благодаря этим и другим ограничениям получилось компактное устройство, которым удобно пользоваться на ходу, в автобусе, тренажёрном зале. Но в таких условиях люди не могут охватить вниманием сразу несколько окон. Поэтому мобильные приложения открываются на полный экран, а каждая страница заточена под конкретную задачу.

Планшет — что-то среднее между ноутбуком и телефоном. По умолчанию без клавиатуры и мышки, но с большим экраном. Планшетом можно пользоваться на ходу, но уже не так удобно. При этом дизайнеры ожидают, что владельцы устройств справятся с несколькими фокусами внимания или приложениями. Поэтому появились разделения на колонки, Split View, Slide Over и другие возможности.

При проектировании навигации в новом приложении мы учли основные особенности условий, в которых используется iPad. Пока не поддерживаем технологии многозадачности iPadOS в полную силу, но займёмся этим в будущем.

Сколько фокусов внимания может сохранять пользователь на разных девайсах

После проработки основных концептов и обсуждения с разработчиками мы приступили к важному этапу — проектированию системы адаптации.

Универсальное приложение

Подготовка

Немного расскажу про инструменты и план работы. С прошлого года мы работаем в Figma, и пришло время по максимуму использовать главную функцию редактора — мультиплеер.

Мы собрали почти всех дизайнеров и распределились по командам. Я стартовал сразу и готовил систему, а другие продуктовые дизайнеры подхватывали новые описанные компоненты и утаскивали в свои макеты. Каждый из нас отвечал за свой продукт: музыку, видео, мессенджер, клипы, сервисы, ленту новостей, истории, постинг, звонки, стикеры и подарки, сообщества, маркет, инфраструктуру. Когда макеты очередного продукта были готовы — мы перетаскивали их из черновиков на мастер-страницу команды. Разработчики тоже не отставали и оперативно применяли свежие макеты.

Мы планировали использовать нативные iOS-компоненты. Поэтому для дизайна под iPad потребовались хорошие знания по работе модалок и навигации. Ещё нам пригодилось приложение Adaptivity (A‪)‬. Оно платное, но помогло разобраться, какие стандартные размеры у модальных окон и таблиц и как они меняются при разных ориентациях устройства.

На этом мы завершили подготовку.

Адаптивность. Проектирование навигации

Самое верхнеуровневое проектирование любого продукта — это информационная архитектура и навигация. Структуру мы оставляли такой же, как на iPhone, а вот над навигацией пришлось подумать.

Мы постоянно работаем над ней в приложении. Тестировали разные варианты, и один был с левым меню, в котором сконцентрированы наиболее часто используемые разделы. Его мы и решили взять за основу версии для iPad.

Новый дизайн ленты новостей и открытое боковое меню

Сначала разбили весь экран на две колонки: сайдбар с навигацией слева и основной контент справа. Идея навигации была в том, чтобы взять боковое меню из мобильной версии и добавить пункты таббара в самый верх. У пользователя остаётся в быстром доступе вся основная навигация, а ещё можно быстро переходить к второстепенным пунктам меню. Так рекомендует адаптировать приложения и Apple.

Первый вариант навигации

Но мы решили на всякий случай попробовать разные концепты — чтобы было из чего выбирать. Набросали три варианта навигации в приложении. Первый был предпочтительным: в ландшафтной ориентации всегда доступна навигация, достаточно площади для контента, а в портретной меню компактно схлопывается.

Затем мы замиксовали подходы и сделали в ландшафте всегда раскрытую навигацию, а в портрете выезжающее меню, как на iPhone (по умолчанию оно скрыто, чтобы не съедать ширину).

Финальный вариант был самым простым: таббар остаётся, а боковое меню открывается из шапки экрана.

Обсудили с разработчиками возможности и остановились на третьем варианте. Адаптация интерфейса к планшету и так довольно непростая и порождает много багов — а мы не хотели ещё больше усложнять коллегам работу. К тому же сайдбар замедлил бы вёрстку экрана мессенджера, где мы планировали использовать Split View. Но мы всё же держим в уме первый вариант навигации с сайдбаром — на будущее.

Адаптивность. Каркас и глобальные компоненты

Чтобы ускорить дизайн и разработку, мы использовали системный подход: выделили структуры экранов (каркасы) и большие компоненты, а затем описали для них правила адаптации к iPad. Дизайнеры придерживались стратегии правил — и разработчики один раз заводили, например, снекбар, и он правильно работал во всех случаях.

Гайды. Глобальные правила и примеры компонентов мы вынесли на отдельную страницу в Figma — Guide. Дизайнеры брали оттуда готовые объекты, а разработчики ориентировались на примеры и реализовывали их в коде.

Пример гайда по модальному окну для историй и мини-приложений

Каркасы экранов. Мы вывели несколько типовых структур страниц, которые чаще всего встречались в приложении.

  • Материк. Залитый фон, одна длинная белая колонка с контентом. Подходит почти всем страницам.
  • Широкий материк. Нужен для страниц, где много, например, фотографий или видео. Рука не поднималась ужимать яркий медиаконтент в узкую колонку материка, и мы разрешили быть ему широким.
  • Острова. Несколько материков, которые живут на серой странице. Острова появляются в дизайне «ленточных» страниц: новостей, стены пользователя, закладок, лайков.
  • Hero. А ещё у нас бывают страницы про одну сущность: автора клипов, маску, эффект, флешмоб. Или настроечные экраны, в которых не так много контента, но хочется акцентировать внимание на заголовке. Для этого мы просто растянули шапку с градиентом на всю ширину.

Основные каркасы

Совет: новый Auto Layout 2.0 от Figma заметно ускоряет адаптацию экранов для iPad. Особенно настройка фиксированной ширины у родительского контейнера и Fill у всех внутренних фреймов.

Модальные окна. Для модальных окон мы взяли системные размеры Form Sheet и Page Sheet и придерживались их. Модальная карточка приобрела ширину Form Sheet, а модальная страница обзавелась двумя ширинами: 416 и 640 точек.

Частным случаем модального окна были выезжающие из шапки панели. Например, в новостной ленте можно переключиться между разными типами контента. В мобильной версии меню выезжало просто из шапки. А на iPad мы ограничили меню по ширине в 416 точек, скруглили уголки и навесили разделитель. Получился новый компонент — «галстук».

Конечно, его можно было сделать в виде контекстного меню. Но это потребовало бы больше разработки, чем просто задать максимальную ширину и скруглить углы.

Пример «галстука»

Основные разделы

Применив каркасы и принципы, мы получили дизайн корневых экранов на iPad:

  • лента — типичные острова;
  • сервисы — своеобразные, со своей вёрсткой;
  • мессенджер — с представлением Master & Detail;
  • клипы — на полный экран, но с сохранением пропорций видео.

А ещё на iPad в таббаре много свободного места, и мы добавили в меню музыку и уведомления. Теперь приложение ВКонтакте на iPad даже чуть более функциональное, чем на iPhone.

Как открыть Facebook в полной версии?

Зажмите иконку в виде круглой стрелки в адресной строке; Откроется меню – выберите пункт «Полная версия».

Интересные материалы:

Какой самый лучший сотовый оператор в Казахстане? Какой самый низкокалорийный напиток? Какой самый популярный запрос в интернете? Какой самый вкусный зеленый чай? Какой самый высокий разряд по плаванию? Какой сегодня день полнолуния? Какой ширины бывает резинка? Какой ширины должен быть дверной проем для двери 80 см? Какой ширины должен быть вязаный шарф? Какой ширины должна быть обочина?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]